Пятница, 17.05.2024, 14:18    Вы вошли как Гость |     Группа "Гости                                                      | RSS Главная | Каталог статей | Мой профиль | Выход
Меню сайта

Nature Photos

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Главная » Статьи » "Перепечатки"

Перспектива в фотографии ч.2 Тональная перспектива
Тональная перспектива

Известно, что воспроизвести реальное трёхмерное пространство на двухмерной плоскости, какой является фотоснимок, физически невозможно. Однако художественные достоинства любого снимка во многом определяются тем, насколько данное изображение ассоциируется в нашем сознании с реальностью. Успешно решить эту задачу можно только в том случае, если зритель может почувствовать на снимке объём и протяжённость объекта съёмки в глубину. При этом впечатление глубины пространства необходимо не только в пейзаже. Любой фотографический снимок очень сильно проигрывает в выразительности, если объём и пространство на нём почти не чувствуются. Даже на репортажных снимках, в портрете, натюрморте, где протяжённость объекта съёмки в глубину обычно невелика, следует стремиться к тому, чтобы пространство в них всё же чувствовалось. Поэтому повышение выразительности снимков за счёт создания на них впечатления глубины пространства считается одним из главных вопросов фотографической эстетики. Добиваются этого с помощью целого ряда специальных приёмов, которые дают возможность если и не воспроизвести на снимке реальное пространство, то, по крайней мере, создать на нём его иллюзию. Это становится возможным потому, что восприятие нами глубины пространства в жизни объясняется не только бинокулярным зрением, но и рядом других вторичных факторов, которые, благодаря уже имеющемуся жизненному опыту, мы связываем с протяжённостью объекта наблюдения в длину. Именно эти вторичные факторы и используются в фотографии для создания на снимке иллюзии глубины пространства.

Помимо линейной перспективы, которую мы рассмотрели выше, фотография располагает ещё рядом выразительных приёмов, дающих возможность подчеркнуть пространство. Одним из таких приёмов является тональное разделение планов за счёт воспроизведения на снимке так называемой тональной перспективы.
Рассеяние света

Тональная перспектива способна создать на снимке впечатление протяжённости пространства даже при отсутствии в нём явно выраженной перспективы линейной. Её сущность заключается в том, что все предметы, расположенные вдали, кажутся нам заметно светлее предметов, находящихся на переднем плане. Одновременно с этим удалённые предметы зрительно становятся менее резкими, их контуры как бы расплываются, контрасты светотени в глубине снижаются, а все цвета теряют свою насыщенность (фото 9). Объясняется это явление снижением прозрачности атмосферы за счёт более толстого воздушного слоя, а также рассеянием в нём света. Воздух оптически никогда не бывает полностью прозрачным, он всегда содержит мельчайшие капли влаги, а также разные твёрдые частицы в виде пыли или дыма. Причём это не только уменьшает прозрачность самого воздуха, но и способствует более сильному рассеянию света в толще атмосферы. Очевидно, что чем менее прозрачен воздух и чем значительнее в нём рассеяние света, тем заметнее будет выражена тональная перспектива. Это явление хорошо известно художникам и широко используется в живописи, фотографии, кинематографии, то есть в тех видах изобразительного искусства, где возникает необходимость создания эффекта глубины пространства на двухмерной плоскости.

Характер тональной перспективы во многом определяется условиями, в которых производится фотосъёмка. В ясный летний или осенний безветренный день воздух за городом обычно чист и прозрачен. Дали при этом хорошо просматриваются, и, следовательно, тональная перспектива бывает выражена слабо. Совершенно другую картину в такую погоду можно наблюдать в городе или вблизи от него, где воздух при отсутствии ветра почти всегда содержит смог - частицы пыли, дыма и промышленных газов. Вполне понятно, что в этом случае тональная перспектива будет максимальной. Хорошо ощутима и прекрасно воспроизводится на снимках тональная перспектива в ранние утренние часы или после дождя, когда воздух насыщен влагой. При съёмке на чёрно-белые фотоплёнки имеющуюся в атмосфере дымку иногда можно ослабить с помощью жёлтых светофильтров либо, наоборот, усилить, применив голубой светофильтр (фото 10).
Характер освещения

Характер тональной перспективы во многом зависит от условий освещения. При фронтальном освещении объекта съёмки, то есть когда солнце находится за спиной фотографа, сам объект съёмки и воздушная масса, находящаяся между ним и фотоаппаратом, бывают освещены сильно и равномерно. В этом случае при достаточно высокой прозрачности воздуха свет в нём почти не рассеивается, и тональная перспектива проявляется относительно слабо или вообще может быть незаметной. При контровом освещении, наоборот, солнечный свет рассеивается атмосферой очень сильно, и за счёт этого дали заметно высветляются. В результате эффект тональной перспективы при контровом освещении, как правило, бывает более ощутимым. Способствует усилению тональной перспективы и тот факт, что при контровом освещении обращенные к фотоаппарату поверхности всех предметов, расположенных на переднем плане, оказываются тёмными, слабо освещенными. На дальних планах это явление не наблюдается, так как там направленность освещения почти незаметна из-за рассеяния солнечного света в толще атмосферы. Взвешенные в воздухе частицы отражают свет равномерно во всех направлениях, поэтому элементы объекта съёмки, находящиеся на большом удалении, освещаются как бы рассеянным светом. Различные варианты бокового освещения занимают промежуточное положение между фронтальным и контровым и тоже могут в той или иной степени влиять на вид тональной перспективы. Рассеянное освещение, какое бывает в пасмурную погоду, мало сказывается на соотношении тонов переднего и заднего планов, но при этих условиях в атмосфере обычно находится повышенное количество влаги, что обычно способствует возникновению хорошо заметной тональной перспективы.
Точка съёмки

При съёмке объектов, имеющих относительно небольшую протяжённость в глубину, или при отсутствии тональной перспективы за счёт рассеяния света воздушной массой её иногда можно создать на снимке искусственно, за счёт особого композиционного построения кадра. Для этого стараются помещать на переднем плане такие предметы, которые существенно темнее предметов, располагающихся вдали. В результате этого удаётся получить на снимке необходимое распределение тонов: тёмный передний план и более светлый - задний. Это можно сделать выбором такой точки съёмки, при которой на переднем плане окажутся либо неосвещённые предметы, либо детали объекта съёмки, имеющие достаточно тёмную окраску (фото 8 и 11). При съёмке пейзажа получить тональное разделение планов можно и за счёт его зонального освещения. Для этого необходимо дождаться момента, когда передний план окажется в тени от набежавшего облака, а задний будет освещен солнцем. В безоблачную погоду можно воспользоваться тенью, падающей на элементы переднего плана от предметов, остающихся за пределами кадра, например, дерева, стоящего рядом строения, забора и т.п. (фото 13).

Поскольку впечатление пространства у нас связано с падением чёткости контуров отдалённых предметов, эту картину на снимке можно создать искусственно, чисто фотографическим путём. Для этого плоскость наводки объектива на резкость выбирают с таким расчётом, чтобы задний план был воспроизведён на снимке слегка нерезким, размытым. Вполне понятно, что при этом необходимо выбирать такое значение диафрагмы, при котором достигается нужный результат. При использовании однообъективной зеркальной камеры это сделать несложно по изображению на матовом стекле видоискателя. В других случаях можно для этой цели воспользоваться шкалой глубины резко изображаемого пространства, если она имеется на объективе.

При цветных съёмках, помимо распределения планов по тону, необходимо учитывать, что с увеличением расстояния снижается насыщенность окраски предметов. Кроме того, надо также учитывать некоторые чисто психологические особенности восприятия нами различных цветов. Известно, что так называемые «тёплые» цвета (жёлтый, оранжевый, красный) считаются «выступающими». Предметы, имеющие такую окраску, кажутся нам расположенными ближе, чем предметы «холодных» цветов (синего, голубого, зелёного), которые принято считать «отступающими». В результате появляется возможность создавать на снимках, в дополнение к тональной, ещё и цветовую перспективу. Для этого, строя композицию цветного снимка, помещают на переднем плане предметы «тёплой» и более насыщенной окраски, а на заднем, наоборот, -«холодной» и менее насыщенной.

Как и линейная перспектива, тональная перспектива имеет свои закономерности, которые нельзя нарушать. Поэтому следует всячески избегать таких композиционных построений снимков, при которых задний план на них может оказаться темнее переднего. Такое тональное распределение планов вступает в противоречие с привычным восприятием нами пространства и вызывает у зрителей своеобразный внутренний протест. То же самое относится и к расположению на цветном снимке предметов «тёплой» и «холодной» окраски.

Тональная перспектива помогает подчеркнуть на снимках пространство только при условии, что на нём имеется несколько хорошо различимых планов. Если изображение не имеет отчётливого деления на планы, то при его рассматривании ощущения тональной перспективы не возникает. Это может быть следствием неудачно выбранного объектива, при котором близко расположенные предметы оказываются вне границ кадра. Может она также отсутствовать и при неудачно выбранной точке съёмки, когда далеко отстоящие предметы перекрываются предметами переднего плана и на снимке не видны. Тональная перспектива возникает только в результате различия в тональности предметов, расположенных на разном расстоянии от точки съёмки. Поэтому, чем больше в кадре предметов, находящихся на разном расстоянии от фотоаппарата, тем легче разделить сюжет съёмки на отдельные планы и тем эффектнее будет выглядеть на снимке иллюзия глубины пространства. Тональная перспектива мало заметна на снимках, сделанных объективами большого фокусного расстояния, так как на таких снимках, как правило, отсутствует чёткое деление изображения на планы. Как известно, длиннофокусные объективы обладают способностью как бы сближать, «стягивать» планы за счёт того, что расстояния, разделяющие предметы в глубине, оказываются существенно меньше расстояния, с которого ведётся съёмка. Поэтому на снимках, сделанных телеобъективами, даже линейная перспектива бывает почти незаметной. Наоборот, короткофокусные объективы, обладающие широким углом зрения, дают возможность включать в кадр близко расположенные предметы, увеличивая тем самым количество планов на снимке.

Из этого следует, что фотограф для достижения объёмности изображения всегда должен стремиться к тому, чтобы каждый его фотоснимок был, по возможности, многоплановым. Достигается это выбором более высокой точки съёмки, при которой открывается пространство, хорошо продуманным размещением отдельных элементов на картинной плоскости снимка с учётом их размеров, тональности и цвета. Чередуя в кадре отличающиеся по этим признакам предметы объекта съёмки, обычно удаётся ритмически разделить изображение на несколько планов и повысить выразительность фотоснимка за счёт создания на нём эффектной иллюзии глубины пространства.
Воздушная перспектива

Как мы увидели, восприятие нами пространства связано с линейной перспективой и перспективой тональной. Помимо этих закономерностей в искусстве нередко выделяют воздушную перспективу. Иногда воздушную перспективу считают частным случаем тональной перспективы, хотя такое утверждение справедливо лишь отчасти. Дело в том, что впечатление пространства ассоциируется в нашем сознании не только с изменением тонов, снижением резкости контуров, падением контрастов и насыщенности цветов. Помимо этого мы иногда видим, как все предметы с увеличением расстояния не просто выглядят светлее, а словно бы тают и растворяются в толще воздуха. Это явление и называют воздушной перспективой. Известно, что тональная перспектива не всегда бывает связана с этим явлением. Она вообще может быть получена на снимке искусственно за счёт такого композиционного построения кадра, когда на переднем плане помещаются более тёмные и ярко окрашенные предметы по сравнению с предметами задних планов. А воздушная перспектива — это воспроизведение на изображении изменений окружающей среды только за счёт рассеивания света атмосферой, создание иллюзии видимости самого воздуха, наполненности им пространства.

Считается, что передать на снимке пространство легче всего с помощью линейной перспективы. Это верно, но не всегда этим приёмом можно воспользоваться. Такое бывает при отсутствии в кадре легко сопоставимых предметов или при разомкнутых композициях, затрудняющих оценку масштабных соотношений. Иногда и нужное для этого тональное построение кадра оказывается невозможным. В таких случаях воздушная перспектива оказывается единственным средством, с помощью которого удаётся создать на снимке иллюзию глубины пространства.

Помимо своей основной функции — создания впечатления пространства на снимках, приёмы воссоздания воздушной перспективы повышают их естественность и художественность. Любой пейзаж существенно выигрывает, если даль на нём окутана полупрозрачной воздушной дымкой. Размытость контуров и снижение контрастов, вызванные рассеиванием света в атмосфере, помогают также избавиться от мелких второстепенных деталей на снимках, в результате чего повышается цельность их восприятия. Поэтому использование воздушной перспективы считается наиболее выразительным и к тому же наиболее эффектным приёмом из тех, с помощью которых создаётся иллюзия пространства на плоскости. Если обратиться к творчеству наиболее известных мастеров фотопейзажа, то можно увидеть, что самые лучшие их работы, так называемые «пейзажи настроения», созданы именно с использованием воздушной перспективы.

Воздушная среда непостоянна, изменчива, она зависит от множества факторов, поэтому и воздушная перспектива никогда не бывает одинаковой. Плотность воздушной дымки определяется чистотой окружающей атмосферы и её насыщенностью влагой. Степень её выявления на снимке, то есть как она будет выглядеть на окончательном изображении, зависит также и от условий освещения объекта съёмки. Поэтому в ряде случаев она может быть подчёркнута или, наоборот, ослаблена на снимках выбором направления съёмки или с помощью технических средств, например, съёмочных светофильтров. Но для этого фотографу необходимо знать цвет той или иной воздушной дымки, а это возможно только при том условии, что ему понятна её природа.

По характеру образования воздушная дымка делится на естественную и искусственную. Плотность как той, так и другой зависит от разных причин, хотя вполне очевидно, что, какое бы происхождение ни имела дымка, она тем заметнее, чем больше расстояние между фотоаппаратом и объектом съёмки.
Естественная дымка

Естественная дымка бывает двух видов: атмосферной, создаваемой молекулами воздуха, и влажной, состоящей из водяных паров, насыщающих воздух. Однако очень часто естественная дымка бывает комбинированной, образованной этими двумя факторами одновременно.

Атмосферная, или молекулярная, дымка образуется в результате рассеивания света молекулами самого воздуха. Поскольку размер его молекул таков, что ими рассеивается и поглощается преимущественно коротковолновая часть солнечного спектра, цвет этой дымки - голубой. Именно этим свойством атмосферы объясняется и голубой цвет безоблачного неба. Поэтому голубой цвет иногда считают цветом воздуха, хотя видим мы, конечно, не сам воздух, а рассеиваемый им солнечный свет. Молекулярная дымка в чистом виде встречается в природе нечасто, в основном только там, где воздух чист и прозрачен: высоко в горах, над морем, большими озёрами и значительными лесными массивами (фото 17). Исходя из цвета этой дымки, нетрудно сделать вывод, что при съёмке на чёрно-белую плёнку все светофильтры жёлто-оранжевой группы будут её на снимках ослаблять, вплоть до полного уничтожения, а голубые, наоборот, усиливать. В связи с тем что эти плёнки имеют максимум чувствительности к синим и голубым лучам, атмосферная дымка хорошо воспроизводится на чёрно-белых снимках даже в тех случаях, когда при визуальной оценке она бывает почти незаметной. При съёмках на цветные фотоматериалы для изменения цвета и плотности атмосферной дымки используют розовые и голубые светофильтры, выпускаемые промышленностью специально для этой цели.

Наиболее распространённой в природе является влажная дымка, образованная водяными парами. Она присутствует в атмосфере повсеместно и в любое время года. Её интенсивность зависит от характера погоды и может колебаться от едва заметной при низкой влажности воздуха до очень сильной, вплоть до густого тумана (фото 18). Поскольку влажная дымка существует в атмосфере всегда в сочетании с дымкой молекулярной, она обычно имеет голубоватый оттенок. Однако этот её цвет непостоянен и определяется количеством водяных паров в атмосфере: чем меньше в атмосфере влаги, тем более заметна эта голубизна и наоборот. Очень плотная влажная дымка, включая туман, полностью ахроматична (фото 19). Поэтому при съёмках на чёрно-белую плёнку плотную влажную дымку, в отличие от слабой, невозможно усилить или ослабить с помощью цветных светофильтров.

Разновидностью влажной дымки можно считать изморозь, которая появляется в атмосфере в тихие солнечные дни при резком понижении температуры воздуха. В такую погоду мельчайшие кристаллики льда, сверкая на солнце, как бы повисают в неподвижном морозном воздухе, образуя так называемую «алмазную пыль». Так как изморозь имеет очень высокую яркость за счёт зеркального отражения солнечного света кристалликами льда, она способствует созданию на снимках великолепного ощущения пространства. К сожалению, это явление встречается относительно редко, особенно в городах, да и съёмка при сильном морозе существенно затруднена. Но зимой нередко бывают метели и снежные бураны, которые тоже способны на снимках хорошо подчёркивать пространство.
Искусственная дымка

Это дымка, которая образована различными инородными частицами, находящимися в атмосфере во взвешенном состоянии. Чаще всего, это обычная пыль, дым и различные промышленные выбросы в атмосферу каких-либо других твёрдых частиц. Летом в сухую погоду пылевая дымка наблюдается повсюду, особенно на открытых пространствах и при сильном ветре. Для больших городов и прилегающих к ним территорий характерен смог - комбинированная дымка, состоящая из пыли, дыма, золы и промышленных газов, загрязняющих атмосферу. Цвет искусственной дымки зависит от того, какие именно частицы рассеяны в воздухе. Поскольку эта дымка обычно довольно плотная, она отчётливо воспроизводится как на чёрно-белых, так и на цветных фотоснимках без применения каких-либо светофильтров.

В кинематографии при съёмках на природе нередко специально создают искусственную дымку нужной плотности с помощью дымовых шашек. Такая дымка с успехом имитирует, например, утренний туман или такую погоду, при которой дали почти не проглядываются. Фотограф, конечно, лишён такой возможности, но порой и он может позволить себе нечто подобное, разведя в нужном месте костёр и набросав в него травы или сырых веток. Иногда бывает достаточно просто дождаться порыва ветра или момента, когда по пыльному просёлку пройдёт автомашина или стадо коров (фото 16).
Влияние освещения

Наличие в атмосфере воздушной дымки того или иного вида не всегда гарантирует её проработку на окончательном снимке. Конечно, если эта дымка достаточно плотная, то она хорошо воспроизводится на любых снимках, сделанных даже в пасмурную погоду. Слабая, особенно молекулярная, дымка при таких условиях бывает почти незаметной. Выявить её на снимках удаётся только при направленном контровом освещении. При встречном или близком к нему направлении солнечного света даже самая слабая дымка выявляется достаточно отчётливо. Особенно эффектно выглядят снимки, сделанные ранним утром при низко стоящем солнце и слабом тумане (фото 20). Иногда встречный свет делает воздух почти осязаемым, создавая иллюзию наполненности им окружающего пространства. Это впечатление усиливается ещё и за счёт того, что все предметы на переднем плане при контровом освещении кажутся тёмными, поскольку обращены к фотоаппарату теневой стороной. На цветных снимках, сделанных при фронтальном освещении, естественная воздушная дымка очень часто выглядит непривычно голубой. В жизни мы этой голубизны обычно не замечаем, а на снимке она вдруг становится хорошо заметной и даже иногда воспринимается нами как цветное искажение. Фотоплёнка цвет этой дымки воспроизводит, конечно, правильно, а её кажущаяся излишняя голубизна на снимке объясняется просто психологией нашего восприятия. Мы знаем, что воздух бесцветен, и поэтому полагаем, что и воздушная дымка должна выгляде

Категория: "Перепечатки" | Добавил: I-gorka (13.12.2010)
Просмотров: 4608 | Теги: тональная перспектива, Перспектива в фотографии | Рейтинг: 4.0/1 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск

Друзья сайта
  • Театр "ЛАНДЫШ"
  • Dolpfin photo
  • Фотосайт Ю.Лукьяненко
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • По количеству просмотров

    Случайное фото

    Copyright MyCorp © 2024 Создать бесплатный сайт с uCoz